На главную
"Молот", 18 июня 2003 года, с.4

Сохраним мы песни дедов - сохраним Отчизну

В поселке Тульском республики Адыгея прошел ХII региональный фестиваль казачьей культуры, в котором приняли участие ансамбли и хоры девяти субъектов РФ Южного федерального округа. Гран-При на этом состязании фольклорных казачьих коллективов, которое вошло в федеральную целевую программу "Культура России (2001-2005 годы)" Министерства культуры РФ, получил народный ансамбль казачьей песни "Зори над Лабой" города Курганинска Краснодарского края. А дипломом первой степени награжден, как уже сообщал "Молот", ансамбль песни и танца "Казачья воля" из города Донецка Ростовской области.Свершилось!

Про наших донцов скажем:"Наконец-то!" Наконец-то после многих лет приглашений ансамбль с Дона выступил в Тульском. Наконец-то областной Дом народного творчества и "казачий коммисариат по культуре" войска Донского предложили поехать ансамблю, который захотел и смог поехать. И как выступил!! Когда донцы спускались со сцены на гала-концерте, им кричали:"Еще! Еще!!"

Самому коллективу в этом году исполнилось 25 лет. В его составе хореографическая, инструментальная и хоровая группы, руководит "Казачьей волей" Сергей Иванович Волченсков. В этом году ансамбль вошел в реестр Министра культуры Российской федерации как муниципальный коллектив. Репертуар - чисто казачий, причем поют донцы как песни дедов, так и казаков Терека и Кубани.

А как они пели на самом конкурсе! Председатель жюри фестиваля, заслуженный деятель искусств Адыгеи, композитор, профессор Адыгейского государственного университета Г.К.Чич так и сказал: "Очень высокий уровень исполнения!" Что ж, теперь не придется атаману Громову "идти походом на Дон", как он грозился, в очередной раз не увидев исполнителей из Ростовской области на очередном фестивале. И то правда: чем демонстрировать свое искусство где-то в средней полосе России да в первопрестольной, как это делают сейчас ансамбли с Дона, не лучше ли съездить в гости к братьям-казакам, людям "одной крови и одной веры"?! Право же, понимания будет больше, что и доказало выступление "Казачьей воли" в Тульском.

Как уже сказано, из девяти субъектов РФ приехали на фестиваль казаки. Не смогли приехать казаки из Приднестровья ввиду обострившейся ситуации. Не смогли прибыть, как обещали, казаки из Северной Осетии: их попросту не выпустили из республики, где шли оперативно-разыскные мероприятия по поимке организаторов происшедшего накануне теракта. Как заметил по этому поводу председатель Ассоциациии "Региональный фестиваль казачьей культуры" Михаил Евгеньевич Галецкий, проведение фестиваля - несмотря ни на что! - и есть наш ответ тем, кто организует взрывы и гибель людей.

Контактная зона

Кстати, об упомянутом выше единстве. У казаков нет единства по крови, нет единства по антропологическому принципу, нет единства по чисто внешним признакам. Но есть нечто мощнейшее, что связывает воедино людей, проживающих на Тереке и Кубани, на Дону и Ставрополье - это единство идеи! Идеи Веры, Соборности, защиты Отечества - все это читается в духовной культуре казачества. Проблемам сохранения и пропаганды казачьей культуры, проблемам изучения казачьей истории и посвящена конференция, которая уже в шестой раз проходит в рамках фестиваля. Как ни странно, ни в Ставрополе, ни в Краснодаре или Ростове, крупных научных центрах, нет постоянно действующей подобной научно-практической конференции, а в рамках фестиваля, порожденного самим народом, она существует! Шестой год на ней председательствует, а потом берет на себя труд составления сборников докладов Алла Николаевна Соколова, кандидат искусствоведения, доцент, завкафедрой теории и истории музыки и методики преподавания института искусств Адыгейского государственного университета. Труд, прямо скажем, неблагодарный, ибо весьма хлопотный и практически неоплачиваемый. А сборники эти хотят иметь все, кто прослышал об их выходе.

А где еще можно под одной обложкой прочитать труды, посвященные казачьей культуре, авторов самых разнообразных - историков, этнографов, филологов, музыкантов и теоретиков музыки, социологов?! Более того, в последний сборник прислал свою статью из Парижа (не будучи участником конференции) Владимир Викторович Гудаков, кандидат исторических наук, докторант Национального института восточных языков и цивилизаций. Она посвящена этногенезу кубанского казачества. Автором точно определены сами составляющие этнического развития будущего служилого сословия. К ним относятся осваиваемый в процессе переселения ландшафт и различные этнические коллективы, принимавшие участие в его формировании. Автор как бы поднимается над конкретными событиями того времени и предлагает читателю поразмыслить над тем, что представлял собой образ жизни, бытовой уклад казачьих перселенцев в пространстве кавказской цивилизации. Как пишет в своем комментарии к этой работе кандидат исторических наук Т.П.Хлынина, проживающий зарубежом наш соотечественник находится под обаянием и сильным идейным воздействием взглядов замечательного ученого, человека широкой культуры и эрудиции Л.Н.Гумилева, благодаря которому в науке постепенно утверждается представление о том, что на границе двух несхожих между собой цивилизаций проходит не линия фронта, а контактная зона. В статье В.В.Гудакова хорошо прописан именно этот процесс взаимодействия казачества и адыгов, показан процесс взаимопроникновения двух стратегий освоения пространства, отбор каждой из них наиболее практичного из того, что было накоплено другой.

Наши тоже не лыком шиты

Однако не менее интересными стали обсуждения выбранных тем присутствующими на конференции учеными. Так, Сергей Раздольский, доцент Института искусств Адыгейского государственного университета, рассказал о возрождении Михайло-Афонской Закубанской пустыни, монастыря, построенного на народные деньги, этой "свечи" за упокой всех погибших в Кавказской войне. Тут стоит вспомнить и прошедшую конференцию, где обсуждалось время начало этой войны. Тогда вспомнили, что в дореволюционной литературе господствовала весьма обоснованная точка зрения, что датой начала войны стоит считать 1801 год, а не 1817-й с его ермоловской политикой. Самое же начало ХIХ века - это время присоединения Грузии и начало военной помощи ей, строительства той дороги, которая получит название Военно-Грузинской при активном сопротивлении горских племен. Тогда же прозвучал вопрос о названии этой войны, на что присутствующим учителям истории Майкопского района (сбор учителей на этот заинтересованнейший разговор ученых - благороднейшая традиция конференции!) ученые ответили, что называть ее Русско-Кавказской категорически нельзя. Этот термин появился во время "парада суверенитетов" и более чем не отражает сущность происходивших тогда событий. Вряд ли кто-нибудь из наших читателей слышал о такой науке, как кампанология, которая изучает историю, теорию и семантику колоколов и колокольных звонов. О своей попытке разобраться в особенностях колокольного звона в казачьей культуре доложила собравшимся Карина Мелконян. Действительно, существуют ли на самом деле казачьи колокольные звоны? "Существуют!" - так уверяли исследовательницу казаки. В Свято-Вознесенской церкви города Майкопа звоны - военные. Это церковь - казачья, а ее настоятель является войсковым священником. По характеру звоны напоминают барабанную дробь, а также, уверяют казаки, в этих звонах слышны отголоски казачьих военных песен. Ударяя в колокол, звонарь Сергей Ланко движением рук имитирует фланкирование саблей и элементы боя "Казачий Спас", а движения его тела напоминают движения гарцующего всадника. Стоит пояснить, что "Казачий Спас" - это созданная казаками система выживания в боях, воинская наука боя, при показе приемов которой казак отбивал ритм ногами, что напоминало ритуальный танец. Этот доклад представляет только начало исследований Карины. Она рассчитывает продолжить исследование колокольной традиции и выяснить, только ли Сергей Ланко, звонарь, поднимающийся на колокольню в военной форме, воспроизводит эту манеру или это отголоски утерянной традиции.

Казаки в Интернете

Александр Валентинович Сопов, кандидат исторических наук, доцент Адыгейского государственного технологического института, каждый раз удивляет своими неординарными докладами и независимой позицией. Вот и на этот раз довелось услышать от него обзор казачьих сайтов в Интернете. В который раз повторим, но повторить, пожалуй, все-таки стоит: во "всемирной паутине есть только то, что туда поставили. Если позаботились люди, занимающиеся историей и культурой казачества, чтобы любой, бродящий по сайтам, смог выйти на островки информации по этой теме, то и узнает человек то, что хотят информаторы. Если скажут:"А зачем нам это?!", не понимая, что в России (не говоря о русском зарубежье - ближнем и дальнем!) уже более шести процентов населения активно пользуются услугами Интернета. Причем пользователи - люди молодые и наиболее "продвинутые" в техническом плане. Их же интеллект нуждается, сам, может быть, того не осознавая, в подпитке историческими знаниями о прошлом своего народа. Так почему бы не преподнести их им в такой привычной им форме?

К сожалению, этим озаботились не те, кому этим надо бы озаботиться "по штату". Так, к примеру, сайт veshki.by.ru создан вовсе не администрацией станицы и Шолоховского района, а художниками Щебуняевыми, публикация материала о которых все никак не дождется своего часа в "Молоте". Вот и другие казачьи сайты созданы энтузиастами, причем помещены на них такие интересные материалы (автор уже "прошлась" по указанным адресам), что стоит с ними познакомиться и нашим читателям.

Это, к примеру, сайт "Вольная станица" - http://www.fstanitsa.ru. Или сайт белого казачьего движения - http://www.beloedelo.hl.ru/, где можно узнать, что уход казачьих частей из Крыма вовсе не напоминал паническое бегство из Новороссийска, что казаки были абсолютно уверены в том, что весной начнется новое наступление, и уход из России осенью 1922-го - временный. Что стало дальше со страной - известно всем, а что с казаками - и есть возможность узнать из личных воспоминаний участнкиов событий, помещенных здесь. Запишите и этот адрес:http://www.rostov.net/kazaks/.

Романтический род войск в ХХ веке

Именно так назвал самый мобильный на протяжении многих веков род войск - кавалерию - маршал Жуков. Именно этот род войск наиболее опоэтизирован в народном творчестве. Вот и попытался на прошлой конференции Олег Владимирович Матвеев, кандидат исторических наук, доцент Кубанского государственного университета, старший научный сотрудник КГНОУ "Кубанский казачий хор" сопоставить народные представления о ратном ремесле казаков (прежде всего о коннице) с реальными действиями на примере кубанского казачества. Интереснейшая получилась картина.

Для народной истории наиболее показателен такой момент: противник обычно заведомо сильнее, но несмотря ни на что терпит поражение от более малочисленных казаков. На деле бывало, конечно, и так, но, как правило, из лобовых столкновений - клинковых и рукопашных схваток - казаки выходили победителями лишь на страницах официальных докладов и в народных преданиях.

В документальных описаниях боев показано, что основным оружием казака были стрельба и маневр, а не рубка в ближнем бою. В народной исторической картине мира допускается фехтование шашкой (да что в народной - в фильмах о гражданской войне сколько раз нам показаны эти самые рубки!), а ведь конструкция шашки затрудняет игру клинков. Да и клинок шашки при ударе описывает слишком большую дугу и наиболее рассекающий эффект достигается ударом нижней ее частью. Поэтому удобнее всего использовать это оружие при внезапном налете всадников на пеших. Атака казачьей конницы, где она действительно имела место, была скоротечной и рассыпной, поскольку задерживаться для фехтования явно не стоило - всадников могла бы пострелять пехота или накрыть осколки снарядов. В стремительной кавалерийской атаке имел значение один удар с размаха с оттяжкой на полном скаку, а далее конница шла в рассыпную, и потом опять выстраивалась для очередной атаки. То есть многочасовая сеча казаков с турками, не пустивших последних в кубанские степи - явная гипербола в кубанских сказах.

На этой конференции уважаемый Олег Владимирович рассказывал о "справе" - казачьей воинской экипировке. Наибольшее впечатление на автора этих строк произвело сообщение о том, как кубанские казаки из раскрытых погребений тех же генуэзцев доставали оружие и перековывали в свои сабли. Считалось, что таким образом воин причащается к доблести ушедших. Вообще отношение к оружию казаков было священным, что оценил Николай Второй, разрешив идти на службу казакам с саблями, доставшихся им от дедов. Да и облегчалось тем самым финансовое бремя, доставшееся семье, отправлявшей сына на службу.

А Евгению Федоровичу Кринко, кандидату исторических наук, доценту филиала Московского государственного социального университета, также досталось развенчать некоторые мифы - но уже времен Великой Отечественной. Кавалерия в войну, где дело за малым не дошло до атомной бомбы - разговор особый. Зачем были созданы казачьи части, кого туда набирали, как они воевали и не прослеживается ли в отчетах о боях с участием казачьих соединений та же народная гипербола: врагов много, они - с танками и самолетами, а мы - с саблями, и нас мало, но побеждаем все равно...

Доклад Татьяны Павловны Хлыниной, кандидата исторических наук, был посвящен дележу земли между казаками и представителями других народов края и прозвучал как будто о ситуации нынешнего дня. Вот вам и пересечение исторических параллелей...

х х х

Интереснейший разговор, проходивший на конференции, решено было продолжить в следующем году, при этом изрядно саму конференцию "пропиарив" - и в Интернете, и в СМИ. Поддержка - моральная и материальная - как конференции, так и самому фестивалю, в рамках которой она проходила, явно необходима. Вот только некоторые цифры, которые ясно говорят, кому фестиваль более всего нужен: министерство культуры Республики Адыгея выделило на проведение фестиваля пять тысяч рублей (при этом руководство республики выкинуло и из министров культуры, и из председателей оргкомитета фестиваля Михаила Галецкого, стоявшего у истоков фестивального движения. И только скандирование трибун стадиона:"Галецкого - на сцену!" заставило чиновников разрешить Михаилу Евгеньевичу открыть фестиваль). Министерство культуры России учредило Гран-при в размере десяти тысяч рублей. Союз славян Адыгеи оказал поддержку фестивалю в размере.... 20 тысяч рублей. Нужны комментарии?

Вера Волошинова
http://www.don-narod.by.ru/kazak1
Сайт управляется системой uCoz