главная
полиэтничность
дайджест
тест
об   а в т о р а х
c с ы л к и
e-mail





Последние обновления:

Дон остается тихим – Дон остается тихим – все круглые столы и заседания, обсуждающие межнациональные отношения, приходят к одному и тому же выводу: «Во всем виновата бездуховность»

А если это просто драка?!... – интервью с Виктором Владимировичем Черноусом, директором Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН

Армяне - в гости к нам! – В Ростовской области прошли Дни Республики Армения. Дон - первый регион России, куда приехала официальная делегация республики в рамках проведения Года Армении в России. "У нас общие духовные ценности!

Им нужен наш берег Российский! – Нужны России мигранты? Все ли приезжают сюда искать работу? Грозит ли нашей области национальный взрыв, или участь пригородов Парижа, какие меры необходимо предпринять сегодня, чтобы завтра не запылали окраины Ростова? Участники круглого стола при Законодательном собрании области, прошедшего восьмого ноября, искали ответы на эти и другие вопросы.


Дон издавна считался перекрестком движения народов, постепенно заселяющих эти благодатные земли, названные историком Львом Гумилевым Великой Степью. Кого здесь только не было: оставили свой след те, кого позже в честь полуострова, где они наконец осели, назовут киммерийцами. Аланы, меоты, скифы и сарматы уживались здесь более восьми веков с боспорскими греками, основавших античный город Танаис, который античный же историк Страбон называл "самым крупным торжищем варваров".

Танаитов смели готты, пришедших потом сюда племена праславян - гунны. На месте нынешнего Цимлянского моря хазары выстроили восточный форпост своего каганата - крепость Саркел, переименованную завоевавшим ее князем Олегом в Белую Вежу. Про битву князя Игоря с половцами близ нынешней Белой Калитвы сложено всем известное "Слово..." Последнее переселение на Дон совершили крымские армяне и греки согласно указу Екатерины Великой, вот уже более 220 лет проживающие здесь бок о бок вместе с казаками. Кстати, последних перед 1917 годом на Дону было явное меньшинство: развитие торговли и промышленности привлекали особенно на Нижний Дон огромное количество людей предприимчивых.

Таким образом, то, что ныне называется труднопереводимым словом "толерантность", представители народов, населяющих Дон, впитывали с молоком матери, и дружба народов для жителей Ростовской области во все времена была не пустым звуком. Никто здесь не удивляется, что ростовским муниципальным оркестром русских народных инструментов руководит армянин Крикор Хурдоян, а идея создания культурно-просветительного общества донских армян "Нор-Нахичеван" принадлежит русским - журналисту Аркадию Агафонову и актрисе Кларе Абашиной.

Но с начала 90-х годов Дон пережил две миграционные волны: первая - после распада СССР, вторая - как результат военных действий на Кавказе. И если в первой волне оказалось большинство русских по национальности, к которым добавлялись армяне-беженцы из Карабаха и Баку, а также турки-месхетинцы, то во второй были, в основном, жители северокавказских республик.

Ситуация в середине 90-х была напряженной - за Тереком гибли наши ребята, потому питать нежные чувства к беженцам с Кавказа было сложно. В свою очередь, мигранты были лишены своего крова и зачастую пережили гибель близких, потому сами были настроены агрессивно. Однако ситуацию удалось взять под контроль в самом начале: в 1992 году при администрации Ростовской области был создан Консультативный Совет из глав диаспор народов Дона, перед которыми поставили следующую задачу: не только приютить и успокоить своих соплеменников, но и помочь усвоить те обычаи и традиции, которые сложились на Дону веками. По сути, диапорам было предложено взять на себя ответственность за этих новых жителей Ростовской области вне зависимости от того - получили ли они статус вынужденных переселенцев или нет. Рекомендовано было и при местных администрациях создать подобные областному советы для помощи и информирования властей о проблемах новых обитателей территорий.

Такая политика привела к тому, что открытых крупных столкновений людей разных национальностей и конфессий удалось избежать. А те конфликты, что возникали, удавалось погасить в самом начале, так как произрастали они из бытового хулиганства, нерешенных правовых вопросов, к которым добавлялись проблемы запущенной социальной сферы.

Однако политика областной администрации не ограничивается "тушением возгоревшихся было искр". Вот уже несколько лет отдельной строкой в областном бюджете стоит сумма, которая специально выделена на мероприятия по воспитанию культуры межнациональных отношений. Этому же была посвящена конференция, которую на базе Северо-Кавказского центра высшей школы прошла в марте 2001 года. В этом же марте армянская диаспора при поддержке администрации области провела Дни армянской культуры под девизом "Армяне Дона в новом тысячелетии на благо России".

А кто хочет увидеть донские диаспоры во всей их красе и всех сразу, тому стоит побывать на мини-фестивале "Ростов многонациональный", который каждый год проводит городское управление культуры в нижнем парке Центрального парка имени Горького донской столицы. Впрочем, разве только здесь? Как не вспомнить рассказ Валентины Мариновой, главы комитета по национальным отношениям областной администрации, о ее поездке в Морозовск (восток области), где отмечался юбилей города. В лучших традициях всероссийского фестиваля "Шолоховская весна" вдоль главной улице были выстроены курени, которыми представлялась каждая сельская администрация района. Так вот курени, являющиеся исконно казачьими жилищами, были там не только казачьими, но и... калмыцкими, украинскими, узбекскими(!), грузинскими. Даже турки-месхетинцы устроили свой курень! Ходила Валентина Лаврентьевна, по ее словам, по этой улице и думала, что такое понятие, как дружба народов, не есть принадлежность только советской системы. Когда есть уважение к каждому народу, живущему рядом с тобой, мир на земле - такое же естественное явление, как умение дышать.

Вера Волошинова
Сайт управляется системой uCoz