На главную
"Новая газета на Дону". - 2005.- № 11.

Казаки не из крестьян

Интервью с Тюменцевым Игорем Олеговичем, доктором исторических наук, заведующим лабораторией региональной истории и казачества Южного научного центра РАН.

– Истории казачества сильно не повезло. В ХIХ веке ее изучением занимались, в основном, местные историки и краеведы. Но если в отечественной истории была хорошо развита историография, сложились школы, то краеведение сильно отставало от основного потока научной мысли. В советское время в изучении прошлого казачества наступила пауза почти на 70 лет. Историки тогда в силу известных причин занимались лишь изучением участия казаков в народных движениях и казаками-землепроходцами. Материал, находящийся в распоряжении зарубежных исследователей, был ограничен. Использовалось только то, что было опубликовано "до 17-го года", оставшиеся в России архивы были им недоступны. Отсюда - старые теории, много домыслов и предположений, которые оказались востребованными в России в 90-е годы, когда тема казачества стала открытой. Причем тогда на уровне обыденного сознания напрочь отрицались заслуги историографии советского периода, мол, это все фальсификация, и в итоге мы имеем огромный спектр идей, мнений и теорий, которые зачастую носят околонаучный характер.

Другая проблема заключается в том, что и в советский период, и сегодня будируется пренебрежительное отношение к профессиональным историкам: мол, они переписывают историю каждый раз по политическому заказу. Это глубокое заблуждение, которое дорого стоит нашему народу. Возьмите западных историков, которые серьезно взялись за изучение России после войны. С них не требовали работы на заказ, им не надо было подтверждать "единственно правильную" теорию. Постепенно там сложился достаточно объективный взгляд на нашу историю с ее достоинствами и недостатками.

– Это - у них, а что все-таки есть у нас?

– На Юге России в вузах и научных учреждениях есть профессиональные историки, которые давно и продуктивно занимаются историей казачества. Они пишут свои исследования, используя источники, которые зачастую впервые вводятся в научный оборот. На сегодняшний день серьезное исследование по ранней истории (XVI-XVII вв.) казачества выполнил ростовский историк Н.А. Мининков. Однако по самому раннему периоду истории казачества - это XIV-XV века - специального научного труда пока нет. Дело в том, что ранней историей казачества невозможно заниматься без серьезного изучения двух составляющих. Прежде всего - делами архива Посольского приказа, которые находятся в Москве и которыми редко кто из наших "баснописцев" истории казачества интересуется. А там первоклассные материалы, которые позволяют достаточно четко проследить, как зарождалось казачество. И второй источник - архивы итальянских колоний в Северном Причерноморье. Эти документы ХIY - ХY веков находятся в Италии и их только-только начали изучать. Но это рукописные материалы, написанные на итальянском и латинском языках, и их мало кто сегодня может прочесть. Пока же нам доступны только разного качества переводы записок итальянцев, которые жили в Приазовье в XIV-XV веках.

– Так что же сегодня наука может предъявить рядовому гражданину, который живет на Дону и хочет знать свою историю?

– На основании имеющихся материалов можно высказать осторожное предположение, что российское казачество зародилось из протоказачьих сообществ, которые возникали на рубеже ХIY-ХY веков во время распада Золотой Орды.

– А как же быть с данными об участии казаков в Куликовской битве? А также с тем, что реально существовавший и погибший тогда монах Пересвет был из донских казаков?!

– В основе деятельности профессионального историка лежит следующее: изучая эпоху, нужно брать документы, современные событиям, потому что одно дело - когда о происшедшем сообщил современник, а другое - когда об этом рассказано через 40-50 лет. По вполне объективным причинам в памяти любого мемуариста уже через 10-20 лет остается только самое яркое из пережитого, стираются детали, сбивается хронология, огромное влияние на описание событий оказывает последующая литература, публицистика и прочее.

А данные о том, что казаки якобы участвовали в битве на Куликовом поле, почерпнуты из "Сказания об иконе Донской Божьей Матери". Это очень поздний памятник древнерусской литературы. По истории Куликовской битвы у нас есть более ранние источники - Синодик Успенского собора, где перечислены павшие на Куликовом поле, "Задонщина" и летописные записи из сводов рубежа XIV-XV веков. Это то, чему мы можем верить, а отнюдь не "Сказанию о Мамаевом побоище", написанному в конце ХY века и тем более поздним преданиям, в которых в драме на Куликовом поле появляются казаки.

– Что из себя представляли первые казачьи сообщества?

– До 40-х годов ХYI века казаки жили на пограничье и по Дикому Полю лишь "ходили". Если взять посольские книги, там написано: "По Дикому Полю ходят казаки многие…" Первые казаки составляли сообщества двух типов: конники - это, в основном, татары, изгнанные из своих улусов во время смут в Ордах и Ханствах, образовавшихся при распаде Золотой Орды. Другой тип казаков - бывшие оседлые жители Золотой Орды также изгнанные из своих жилищ и перемещавшиеся в лодках по рекам, которые использовали как дороги. Все эти ранние сообщества жили военными захватами, служебным наймом, охотой, рыболовством, собирательством. В XVI веке на развитие казачества оказал решающее влияние глубокий кризис вотчинной и поместной системы в России, который привел к массовому обнищанию и исходу в казаки служилых людей: вотчинников, помещиков, стрельцов и других. Именно они, а не крестьяне составили основу вольного российского казачества, ассимилировав выходцев из Золотой Орды и осев с 40-х годов XVI века на Волге, Дону, Днепре.

– А как быть с утверждениями учебников советского времени, что на Дон бежали, в основном, крестьяне?

– Не имевший боевой подготовки крестьянин имел мало шансов выжить в Диком Поле, поэтому крестьян были единицы. Основную массу вольного казачества ХYI-ХYII веков составляли беглые служилые люди из России - те, кто обеднел, кто потерял все и вынужден был искать лучшую долю с оружием в руках. Крестьяне стали бежать на Дон примерно с конца XVII века, когда он уже был освоен вольными казаками, и когда здесь начало развиваться скотоводство и земледелие.

Вера Волошинова
http://www.don-narod.by.ru/kazaky.htm
Сайт управляется системой uCoz