На главную
"Молот", 24 августа 2002 года, с.5

Люди с побережья

Так до сих пор называют себя крымские татары, поселившиеся в нашей области после того, как им было разрешено вернуться из места ссылки. А проживают они в хуторе Нижне-Соленом Веселовского района, где и побывала группа сотрудников Ростовского краеведческого музея вместе с корреспондентом "Молота".

Рассказ о жизни татар в Нижне-Соленом ведет Муртаза Муждабаев, местный мулла. Он, хранитель обычаев, часто во время разговора вздыхает:"Обрусели мы!" Нужно отметить, что для этого Советская власть постаралась изрядно: ни о каком татарском языке (а язык, как известно, основа культуры народа) в той же местной школе речи быть не могло (а в том же Чалтыре в 50-е годы - могло?!)

Да и на исполнение религиозных обядов смотрели по-разному, несмотря на провозглашаемую свободу совести: кто - искоса, а кто считал это личным делом каждого.

Базой для сохранения языка стала семья. Да и в ней сейчас внуки переселенцев понимать-то понимают, о чем говорят взрослые, а вот насчет письменности - уже никак. Та же Венера Ибраимова, заведующая Нижне-Соленовским сельским Домом культуры, смеется:" Стараюсь говорить по-татарски, а по-русски лучше выходит!"

В Веселовском районе крымские татары оказались случайно. Вывезенные в 1943 году из Судака (вот почему - люди с побережья!) на Урал в город Красновишерск, после 1956-го стали выбирать область России для места жительства, поскольку, как известно, в Крым не позволено было вернуться никому из представителей высланных народов. И тут сыграла роль случайность. Родственник Муртазы, живший в Туле, женился на женщине из здешних мест, которая очень хотела вернуться на родину. Он и приехал сюда на разведку. Хутор Нижне-Соленый был практически брошен. В местном колхозе имени Ленина постоянно не хватало людей. Сюда привозили гастарбайтеров из Западной Украины, которые надолго не задерживались.

Тогда и сказал председатель Анатолий Иванович Батюшин татарам: "Вы - люди работящие. Такие нам нужны". Вот и приехали в Веселовский район многочисленные семьи Болатовых и Муртазаевых. О чем до сих пор не жалеют.

Насчет обрусения Муртаза, конечно, несколько преувеличил. Свадьбу татарскую до мельчайших подробностей описал Ольге Васильевне Литвиненко - и как вареного петуха вносят, и в чем невеста с женихом одеты, и как сваты разговаривают. Но чисто татарской свадьбы увидеть в Нижне-Соленом уже нельзя. А вот в Крыму, где проживают родственники переселенцев, можно. Связь с малой родиной местные крымские татары поддерживается, хотя это сейчас и трудно: как-никак другое государство. Но настолько уже сроднились с этими местами, что на предложение переехать отвечают отказом. Хотя случаи, когда местный парень брал невесту из Крыма, а нижнесоленовскую молодую татарочку увозили обратно "на побережье", не так уж и редки.

При сельском Доме культуры существует ансамбль крымских татар "Чайхана", который и поет, и танцует, и аккомпанимент у которого довольно интересный: скрипка, бубен, зурна. Впрочем, 27 сентября, когда областной музей краеведения будет проводить День культуры донских татар, все ростовчане смогут послушать, как поют и играют нижнесоленовцы, поскольку приглашен их ансамбль на этот праздник. Одна из двух улиц хутора названа по решению сельского совета именем татарина Кязема Мустафаева, который погиб в Афганистане.

Уже пятый год этой осенью в районе будет проводиться праздник национальных культур. Значит, поспешила наша газета объявить мартыновский аналогичный июльский праздник первым среди районных. Веселовский праздник организуется на средства районной администрации и в этом году пройдет 21 сентября в хуторе Маныч-Балабинка, который будет отмечать свой юбилей. Кто же выступает обычно на этом празднике? Дагестанский танцевальный семейный ансамбль, турецкий ансамбль "Арзу" из Красного Кута, вокальная группа корейцев, и конечно, малороссы с хутора Ленинский. И никто на празднике не удивляется, что армяне поют русские песни, а украинцы - армянские или белорусские. Выступает и "Чайхана". Причем хранят поющие женщины как зеницу ока то платье невесты, которое пропутешествовало из Крыма на Урал, а оттуда вместе с хозяевами перебралось на Дон. И только на выступления и одевают. Сохранился и пояс к этому платью, и потрясающей работы ювелирное украшение, в котором довелось сфотографировать Шерье Юсуфовну Алиеву.

А вот невестка у Эльфие Халиловны Муждабаевой, жены нашего муллы, русская, уроженка здешних мест Татьяна Клименко. А навесная веранда в доме, сделанная руками хохяина - чистый Бахчисарай! Напротив по улице строится новый дом с верандой очень похожей. "Что, тоже татары обустраиваются?" - спросили мы. "Нет, - прозвучал ответ. - Русские".

На снимках: Ш.Ю.Алиева в свадебном костюме крымских татар ХIХ века.
Муртаза Муджибаев. Эльфие Муждабаева с хуманом. Венера Ибраимова.

Вера Волошинова
http://www.don-narod.by.ru/tatari1.htm
Сайт управляется системой uCoz